- Право на природные ресурсы — это субъективное право имущественного характера, содержание которого составляет правомочие пользования природным объектом, сопряженное или не сопряженное с правом владения и распоряжения данным объектом.
- Данные права подразделяются на две группы:
- ♦ вещные права;
- ♦ обязательственные права.
- Различие названных прав проводится по следующим признакам:
1) по кругу обязанных субъектов.
Для вещного права характерен абсолютный характер права, при котором правообладателю противостоит неограниченный круг обязанных лиц. В обязательственном праве кредитору противостоит указанный в договоре должник;
2) по предмету субъективного права. Предметом вещного права является вещь, предметом обязательственного права — действие;
3) по содержанию права. В содержании вещного права присутствует правомочие владения вещью, в относительном праве такое право отсутствует, что обусловлено выделением в качестве предмета права определенного действия.
В ГК РФ установлен перечень видов вещных прав. В соответствии со ст. 209 и 216 ГК к ним относятся:
- ♦ право собственности;
- ♦ право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
- ♦ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
- ♦ сервитута;
- ♦ право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.
В соответствии со ст. 334 ГК РФ к вещным правам относится право залога.
Данный перечень не может быть изменен по воле участников правоотношений. Однако он может быть изменен в сторону расширения или ограничения на основе федеральных законов. В частности, в соответствии с действующим природоресурсным законодательством не применяется по отношению к природным ресурсам право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.
Вещное право в отличие от обязательственного права содержит правомочие владения вещью, т. е. фактического господства над ней. В случае нарушения данного права субъект права использует вещно-правовые способы защиты, а именно, истребование вещи из чужого незаконного владения либо устранение препятствий в осуществлении вещного права.
- Вещному праву корреспондирует обязанность неограниченного круга лиц не нарушать данное право.
- Обязательственные права в области природопользования содержат правомочие их субъекта осуществлять пользование природным объектом, не связанное с владением данным объектом.
- К числу обязательственных прав относится
- концессия,
- право краткосрочного и долгосрочного пользования природными объектами.
- Аренда, хотя и обладает признаками вещного права, однако формально к числу вещных прав не отнесена, поэтому также рассматривается как обязательственное право.
В природоресурсном законодательстве устанавливается исчерпывающий перечень видов обязательственных прав в сфере природопользования. В данной области неприменим принцип свободы договора, установленный ст. 421 ГК РФ.
Участники правоотношений в сфере природопользования при выборе правовой формы природопользования должны руководствоваться тем перечнем прав, которые предусмотрены в отраслевом природоре-сурсном законодательстве.
Субъектами прав на природные ресурсы могут являться публичные образования (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования), государственные и муниципальные органы, российские и иностранные физические и юридические лица, международные организации.
Отдельные виды прав в соответствии с федеральными законами могут принадлежать либо только физическим лицам (право пожизненного наследуемого владения), либо только юридическим лицам (право постоянного пользования земельным участком).
Право собственности по своей природе является гражданско-правовым институтом. В гражданском законодательстве закреплены общие положения, определяющие содержание, основания возникновения и прекращения права собственности.
В то же время природные ресурсы являются объектами особого рода в силу своей публичной значимости.
Поэтому в природоресурсном законодательстве устанавливаются специальные нормы, определяющие порядок пользования и распоряжения природными ресурсами.
Правовое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, таким образом, осуществляется на основе гражданского и природоресурсного законодательства.
13.ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ.
Действующим законодательством предусмотрены следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная, муниципальная и частная. Допускается существование и иных форм собственности.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Как следует из данной нормы, для возникновения права государственной собственности на природные ресурсы не требуется совершения каких-либо юридических действий или наступления юридических событий.
Право собственности на природные ресурсы, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, возникает у государства непосредственно из закона.
Государственной собственностью в РФ являются природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности РФ, и природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации.
Круг объектов федеральной собственности законодательством не ограничен. В ней могут находиться любые природные ресурсы.
В собственности субъектов не могут состоять природные ресурсы, являющиеся объектами федеральной собственности.
К объектам федеральной собственности, в частности, относятся природные ресурсы, предназначенные для нужд обороны и осуществления иных функций, отнесенных к ведению РФ, природные ресурсы, входящие в систему природозаповедного фонда, другие виды природных ресурсов, которые имеют общегосударственное значение.
Право федеральной собственности на природные ресурсы может возникать при наличии следующих оснований:
1. В силу прямого указания закона. В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ до момента определения собственника природных ресурсов последние относятся к федеральной собственности. В силу прямого указания закона возникает право исключительной федеральной собственности на отдельные виды природных ресурсов.
Источник: https://infopedia.su/10x6f0.html
Права на природные объекты и ресурсы: понятие, виды, право собственности
В экологическом праве природные ресурсы и объекты рассматриваются как составные части окружающей среды, которые нуждаются в охране и разумном природопользовании.
Еще один момент, который следует учитывать: в результате деятельности по пользованию объектов природного мира, будучи изъятыми из окружающей среды, ресурсы и объекты могут превращаться в объекты рыночных взаимоотношений, при этом они обретут определенную стоимость, которая определяется существующим спросом на продукцию такого рода.
Замечание 1
Характер принадлежности природных ресурсов и объектов определенным субъектам экологических правоотношений имеет первостепенное значение, так как объекты мира природы могут быть либо свободны по своему правовому статусу, либо иметь какое-либо ограничение.
Важно своевременно определить виды прав собственности на природные объекты и ресурсы и выявить субъектов, которые являются правообладателями.
На основе анализа существующего на сегодняшний день законодательства в сфере экологии можно выделить такие виды прав собственности на природные ресурсы:
- сервитут по отношению к природным ресурсам;
- право безвозмездного пользования;
- права на условиях соглашения о разделе продукции и концессионного договора;
- аренда и другие типы срочного возмездного пользования объектами природы и ресурсами;
- пожизненное право владения наследуемого земельного участка;
- право бессрочного пользования участком земли;
- право собственности на землю и другие природные ресурсы и объекты.
Право собственности на земельные объекты
Определение 1
Земельные ресурсы – вид ресурсов, которые не были созданы руками человека, то есть вся поверхность земли, которая располагается над уровнем моря, и при этом ее может использовать человек для своей деятельности и жизни.
Земельные ресурсы – важный элемент жизни человека, который в зависимости от своих качеств (плодородия почвы, расположения, рельефа, площади, климата и т.д.) имеет определенную стоимость и ценность.
В соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса собственнику принадлежат права распоряжения, пользования и владения своим имуществом. При этом в статье 129 ГК прописано, что земля и иные природные ресурсы могут переходить от одного лица к другому или отчуждаться в той мере, в какой это допускается законом о земле и иных природных объектах.
Для понимания правоотношений в сфере природных ресурсов и объектов, следует понимать, кого считать собственником природных ресурсов и объектов.
Статья 9 Конституции РФ во второй своей части определяет, что земельные и иные природные ресурсы могут находиться в муниципальной, государственной, частной и прочих видах и формах собственности.
Исходя из этого, разумно будет подробнее рассмотреть нормы законов, которые непосредственно регламентируют эти вопросы.
Замечание 2
В главе 3 Земельного Кодекса РФ, отмечено, что все предусмотренные Конституцией РФ формы собственности допускаются к применению земельных ресурсов.
Вопросы разграничения собственности в Российской Федерации на собственность муниципальных образований, на собственность субъектов РФ и федеральную собственность (собственность Российской Федерации) регламентируются нормами Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Происходит это по причине того, что в Российской Федерации земельный строй только формируется и, в основном, на основе государственной собственности на землю.
Земельный Кодекс предполагает возможность приобретения в частную собственность земельных участков не только юридическими лицами и гражданами Российской Федерации, но и иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства и иностранными гражданами, для которых установлены определенные ограничения федеральным законодательством. Так, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 10 ФЗ от 24.07.2002, устанавливает для иностранных юридических лиц и граждан категорический запрет на приобретение таких земель.
Замечание 3
В ст. 27 Земельного Кодекса определен состав земель, которые получили ограничение в обороте или были полностью из него изъяты.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/prava-na-prirodnye-obekty-i-resursy/
Сиротенко А.С. Формы и виды собственности на природные объекты и ресурсы
Сиротенко Александра СергеевнаПоволжский государственный технологический университет
Sirotenko Alexsandra SergeevnaVolga State University of Technology
Библиографическая ссылка на статью:
Сиротенко А.С. Формы и виды собственности на природные объекты и ресурсы // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76654 (дата обращения: 02.02.2020).
- Введение.
- Окружающая среда для современного человека является условием и средством обитания, где он может жить, размешать промышленные и сельскохозяйственные объекты.
- Природные ресурсы понятие, являющееся основным для водного, земельного и лесного права.
- Право собственности над природным земельным объектом определяется, прежде всего, законом, дающим право пользования и распоряжения по своему желанию.
- Государство, муниципалитеты и граждане могут являться субъектами права.
- Все права на природные ресурсы описываются земельным законодательством, представляющим собой свод законов и актов, регулирующих природопользование, целесообразное применение и использование земельных ресурсов.
- Общая характеристика форм права собственности на природные объекты.
- Понятие права природных объектов и земли, можно разделить несколько подпунктов:
- Закреплённые законом правовые нормы (Статьи 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ), регулирующие собственнический вид отношений.
- Совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности
- Правоотношение, возникающее между собственником и другими лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками.
Собственник природного объекта может спокойно реализовывать свои права, если же он не наносит ущерба экологии и не нарушает прав и интересов других лиц. Но в результате некоторых социальных и экологических проблем, возникающих при использовании объекта, могут последовать ограничения для собственника данного объекта из-за его значимости для общества.
Существует три главных правомочия права собственности на природные ресурсы: владение, распоряжение и пользование.
Все правомочия над правом собственности подкреплены законом.
Включающие в себя господство и определение дальнейшее будущего имущества, использование в качестве получения полезных свойств в результате хозяйственной деятельности, так же распоряжаться любым иным образом.
Важно при пользовании имуществом не переступать закон, в отношении общественной безопасности, окружающей среды и историко-культурных ценностей.
Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы.
В данном разделе будут подробнее раскрыты существующие формы собственности, а именно частная, государственная, муниципальная.
Первая, это частная форма собственности, она распространяется исключительно на физические и юридические лица. Частная форма собственности охраняется Конституцией РФ.
Учитывая главные положения статьи 213 Гражданского кодекса можно выявить основные положения:
- Практически любое имущество имеет право быть собственностью, за исключением тех видов имущества, которые по закону не могут принадлежать физическим или юридическим лицам.
- Количество, а так же его цена не имеет значения, исключением будет являться тот случай, который несет ограничения законом.
Следующая форма собственности – государственная. На территории РФ существует достаточное количество форм собственности, но именно государственный или федеральный вид собственности обладает наиболее значительной частью природных ресурсов, то есть их собственником является государство.
- Если рассматривать субъективный смысл права государственной собственности, то можно отметить , что оно включает в себя правомочия по по пользованию, владению и распоряжению имуществом, так же как и у частной формы собственности, но разница в том, что эти правила должны осуществляться собственником по личному усмотрению с учетом международных интересов.
- Государственной собственностью могут стать те объекты, которые находились в частной собственности физических или юридических лиц, при составлении гражданско-правовых договоров и в результате прекращения прав частной или муниципальной собственности и другим основаниям, предусмотренным законами.
- Последняя форма собственности – муниципальная.
Муниципальная форма собственности – это форма собственности, находящаяся под руководством органов местного самоуправления. Представляет собой совокупность муниципальных организаций, имеющей различные земельные участки. Данная форма собственности также охраняется законом.
Детские сады, школы, дворцы культуры, парки и многое другое- все это муниципальная собственность. Проще говоря, все что принадлежит на правах собственности городу или сельским поселениям.
- На основании закона, муниципальное имущество может перейти в собственность физических или юридических лиц.
- Касаясь темы, можно выявить такие виды природных объектов принадлежащих муниципальной собственности, как земля, лесные ресурсы, водные объекты, животный мир и полезные ископаемые.
- Охрана собственности на природные объекты и природные ресурсы.
Охрана собственности на природные ресурсы осуществляется благодаря действующим законам, такие как Конституция РФ, а именно 35 статья, также Гражданским кодексом. Суть этих законов в том, что никто не может лишить вас вашего владения, кроме как через суд, в случае необходимости государства в вашем имуществе. Но вы обязательно получите заблаговременно равносильное возмещение.
- В случае незаконного присвоения третьим лицом вашего имущества (природных ресурсов), независимо от того, знает ли это лицо, что его владение незаконно, должен возместить все доходы, вернуть их истинному владельцу.
- Заключение.
- Подводя общие итоги можно сказать, что все природные объекты могут быть объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности.
- Право собственности на землю и другие природные объекты представляются как объединение: правовых норм, решающий данный вид собственнических отношений, правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в рамках, установленных законодательством и правоотношений, появляющимися между собственником и другими лицами.
- Особенность права природных объектов как объектов экологических отношений означает их экологическая суть, другими словами принадлежность к одной постоянной, взаимосвязанной, комплексности естественных частей природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии.
Библиографический список
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник/Отв. ред. О.Л. Дубовик. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 768 с
- Экологическое право : учебник / под ред. Боголюбова С. А. – М.: Юрайт, 2011. – 482 с.
- Экологическое право : учебник / под ред. Крассова О. И. – М.: 3-е издание, Норма: Инфра-М., 2012. – 624 с.
Источник: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76654
Общая характеристика права собственности на природные ресурсы
Институт права собственности на природные ресурсы занимает ключевое место в экологическом праве, поскольку эти отношения выступают предпосылкой возникновения всех иных правоотношений, связанных с использованием природных ресурсов. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются нормами экологического права, а в той мере, в какой они не урегулированы этими нормами, применяются нормы гражданского права.
Право собственности на природные ресурсы выступает юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и представляет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами. Право собственности на природные ресурсы рассматривается здесь как правовой институт. Право собственности – это право лица на природные ресурсы, которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.
Совокупность правовых норм экологического права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, образует право собственности на природные ресурсы в объективном смысле. На основе норм права возникает право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле, то есть право собственности конкретных субъектов права на определенную индивидуализированную часть природных ресурсов.
На протяжении последних лет в Украине сформировался новый институт права собственности на природные ресурсы, начало которому положил Закон Украины от 7 февраля 1991 г. «О собственности» (697-ХП). Положения этого закона стали определяющими для принятия в дальнейшем соответствующих поресурсовых кодексов и законов.
На основании анализа этих нормативных актов можно сделать вывод о том, что право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами в интересах, как отдельного лица, так и общества в целом.
В соответствии с Конституцией Украины все природные ресурсы, а именно: земля, ее недра, атмосферный воздух, воды и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, – являются объектами права собственности Украинского народа.
Земля выступает основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Таким образом, в Конституции закреплен особый правовой статус природных ресурсов.
Поэтому право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных как с экологическим содержанием последних, так и с особым правовым статусом их охраны и использования.
Во-первых, право собственности на природные ресурсы не является всеобъемлющим, так как не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а только те из них, которые относятся к относительно стабильным, могут быть каким-либо образом индивидуализированы на местности, выделены в натуре.
К ним относятся земля, недра, воды, леса, животный и растительный мир. Другие элементы природной среды не способны по объективным свойствам быть объектами собственности, например, ветровая и солнечная энергия, климатические ресурсы и т.п.
, так как не могут служить объектом присвоения со стороны человека и общества с целью преобразования их в свою собственность.
Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами права собственности, тем не менее, находятся в неразрывной экологической взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделять от окружающей природной среды, они подчиняются именно законам развития окружающей среды.
Поэтому эксплуатация природных ресурсов путем изъятия отдельных полезных элементов в виде добычи полезных ископаемых, заготовки древесины, забора воды, отстрела животных, ловли рыбы и т.д.
, – не прекращает права собственности на природные ресурсы, а лишь служит основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации полезных свойств природных ресурсов.
И, наконец, в-третьих, природные ресурсы как объекты природного происхождения составляют национальное богатство Украины и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости.
Стоимость товара возникает как оценка вложенного труда, а природные ресурсы не созданы трудом человека, поэтому они не являются имуществом в собственном значении этого слова. Денежная оценка земли и иных ресурсов природы выражает отношения частной собственности на природные богатства.
Цена в данном случае выступает в виде капитализированной ренты. Продавая природный объект, собственник, по сути, продает право на получаемую от него прибыль, продает право на ренту.
Экологическое законодательство определяет содержание права собственности на природные ресурсы как совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами для целей и в объеме, определенных экологическим законодательством.
Ни в экологическом, ни в гражданском законодательстве, к сожалению, не содержатся определения этих правомочий, поэтому они сформулированы в научной юридической литературе. В юридической науке определяют содержание субъективного права собственности как совокупность трех видов правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами в пределах, определенных законом.
Перечисленными правомочиями не исчерпывается содержание субъективных прав собственника. В юридической литературе предлагается расширить перечень правомочий собственника относительно объекта собственности, выделить, например, право на осуществление собственной хозяйственной деятельности. Но, на наш взгляд, такая позиция является необоснованной.
Каждое из правомочий имеет свои особенности применительно к природным ресурсам и свое назначение. Так, право владения – это право фактического (физического или хозяйственного) господства над определенным природным объектом.
Естественно, что фактическое владение тем или иным природным объектом, а в данном случае землей, недрами, лесами, животным миром, делает возможным осуществление других правомочий: пользования и распоряжения ими.
Очевидно, что нельзя использовать природные ресурсы, не имея хозяйственного или фактического господства над ними. Тем не менее, правомочие владения в отношении природных ресурсов как объектов права собственности, имеет определенную специфику.
Это связано с неотделимостью отдельных природных ресурсов от окружающей природной среды в целом, их экологической взаимосвязью, невозможностью их изъятия и переноса, скажем, в другое место.
Право владения может принадлежать не только собственнику, но и лицу, которому собственник передал природные ресурсы на основе договора (например, аренды). Собственник при этом не теряет права владения. Он перестает осуществлять его, но полностью сохраняет возможность иметь природные ресурсы в составе своего имущества.
Право владения одними и теми же природными ресурсами принадлежит в подобных случаях и собственнику, и лицу, которому собственник передал природные ресурсы по договору в пользование. Здесь владение не отделяется от права собственности, так как собственник может, в соответствии с законом, истребовать природные ресурсы из чужого владения.
Право владения всегда должно иметь то или другое правовое основание – титул. Правовым основанием владения собственника выступает его право собственности. Для пользователей таким основанием может быть договор с собственником, административный акт и иные юридические акты. Экологическое право признает только титульное владение.
Если лицо фактически владеет природным ресурсом, но без надлежащего основания (титула), оно считается незаконным собственником.
Пользование – это право собственника удовлетворять с помощью природных ресурсов свои нужды.
С учетом экологической специфики природных ресурсов как объектов права собственности под пользованием в данном случае надо понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплуатации для предоставленных целей путем извлечения из них их полезных свойств, в том числе получения плодов и иной прибыли.
Право пользования, как и право владения, может на основании договора с собственником принадлежать и несобственнику. Право пользования лиц, которые не являются собственниками, производное и зависимое от права собственности. В частности, арендатор может пользоваться арендованными природными ресурсами только на условиях, определенных договором и в соответствии с целевым назначением.
Третьим правомочием, которое присуще исключительно собственнику, выступает право распоряжения.
Право распоряжения – это признанная за собственником и гарантированная ему возможность совершать действия, направленные на изменение юридического статуса, экономического назначения или состояния природных объектов, определение их юридической судьбы (передача их другим субъектам права в собственность).
Такими действиями являются, главным образом, сделки (купля-продажа, дарение, обмен и др.)- Вследствие совершения таких сделок собственник передает другому субъекту все свои правомочия, то есть исчерпывает свое право (например, в случае продажи).
Право распоряжения включает возможность совершать не только сделки, но и другие юридические действия. Так, право распоряжения объектами государственной собственности на природные ресурсы возможно путем издания соответствующих административных актов определяющих их юридическую судьбу.
Действующее законодательство провозглашает равенство всех собственников перед законом, предусматривает создание равных условий для их развития и защиты (ст.319 ГК Украины). Тем не менее, фактически собственники природных ресурсов обладают разным объемом прав.
В наиболее полном объеме право распоряжения принадлежит праву государственной собственности на природные ресурсы.
права распоряжения государства как собственника составляют полномочия относительно передачи природных объектов в коммунальную или частную собственность, предоставление их в пользование и изъятие их у пользователя.
Не следует включать в понятие права распоряжения действия государства как органа государственной власти.
Например, определение порядка, условий и форм природопользования, осуществление учета природных ресурсов и контроль за их рациональным использованием является функций государства как органа власти, а не как собственника. Указанные действия не приводят к изменению юридической судьбы природного объекта и не могут рассматриваться как правомочия собственника.
Для собственников, которым природные ресурсы принадлежат на праве частной собственности, законом установлены различные ограничения при совершении сделок с последними.
Так, собственник природных ресурсов может изменять целевое назначение использования природных ресурсов только с согласия органов государственной власти или местного самоуправления, он также обязан заключать договор залога только с кредитным учреждением.
Введен мораторий и относительно права частного собственника на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения и др.
Правомочия владения, пользования и распоряжения характеризуют в совокупности обеспеченные собственнику возможности, но не раскрывают в полной мере специфики права собственности на природные ресурсы как субъективного права.
Важным признаком, который характеризует отношение собственности, является их независимость.
Субъективное право собственности необходимо рассматривать как обеспеченная и гарантированная лицу возможность владеть, пользоваться и распоряжаться природными объектами независимо, по своему усмотрению.
Независимое (на свое усмотрение) владение, пользование и распоряжение означает, что содержащиеся в перечисленных правомочиях возможности обеспечены и гарантированы собственнику законом, они не базируются на праве других лиц.
Независимый характер субъективного права собственности на природные ресурсы нельзя понимать в том смысле, что оно не зависит от отраженной в нормах права воли общества.
Наличие определенных и устанавливаемых законом ограничений права собственности связано с необходимостью сохранения природных ресурсов для будущих поколений и обеспечением безопасной окружающей среды для нынешнего.
Поэтому собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами только в пределах, установленных законом.
Тем не менее, ограничение права частной собственности на природные ресурсы в части ограничения права распоряжения, которые содержатся в действующем законодательстве, не обусловлены их экологическим содержанием и представляются нецелесообразными и несоответствующими современным задачам создания многофункциональной рыночной экономики с развитым экологически ориентированным рынком природных ресурсов.
Право собственности на природные ресурсы в Украине выражается различными организационно-правовыми формами, которые по-разному определяются в действующих нормативных актах.
Существует разночтение по этому вопросу между Конституцией Украины, Законом Украины «О собственности», Гражданским кодексом Украины и экологическим законодательством.
Тем не менее, анализ именно экологического законодательства, и, в первую очередь, поресурсовых нормативных актов, позволяет выделить три основные формы собственности на природные ресурсы, а именно: государственную, коммунальную и частную.
Права коллективной собственности на природные ресурсы в Украине больше не существует. Бывшим коллективным собственникам – сельскохозяйственным кооперативам, садоводческим обществам и др. природные ресурсы переоформляются в частную собственность или в долгосрочную аренду.
В наиболее полном объеме вопросы собственности урегулированы в Земельном кодексе Украины. В других поресурсовых законах вопрос о собственности на те или иные природные ресурсы урегулирован лишь в общих чертах.
Как уже отмечалось, ст.
13 Конституции Украины провозглашает все природные ресурсы в пределах территориальных границ объектом права собственности народа Украины, поэтому на практике возникают вопросы относительно согласования между собой нормы Конституции и норм экологического законодательства, предусматривающих возникновение права частной, коммунальной и государственной собственности на природные ресурсы. В юридической литературе преобладает мнение, что в данном случае норма Конституции Украины регулирует не отношения собственности на природные ресурсы, а закрепляет суверенитет народа Украины на определенную территорию, на окружающую природную среду вообще и ее отдельные составные элементы. Поэтому, при урегулировании отношений частной, коммунальной и государственной собственности на природные ресурсы следует руководствоваться нормами экологического законодательства.
Источники:
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.
Источник: https://pravo-znanie.ru/ekolog-pravo/309-obshchaya-kharakteristika-prava-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy.html
Экология СПРАВОЧНИК
В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах1.[ …]
Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд1.
Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства).
В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.[ …]
Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.[ …]
Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.
Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право.
Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.[ …]
Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.[ …]
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.[ …]
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества1.
Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.
Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст.
36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.[ …]
Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал.
Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах.
Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е.
сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.[ …]
Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.[ …]
Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.[ …]
Источник: https://ru-ecology.info/post/100990706780026/
Право собственности на природные ресурсы
Конституция РФ определяет, что природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9).
Право собственности рассматривается в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле под правом собственности понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности.
Под правом собственности в субъективном смысле понимают совокупность принадлежащих обладателю права собственности правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом (ст. 209 ГК РФ).
права собственности на землю и другие природные ресурсы раскрывается через известную триаду: право владения, право пользования и право распоряжения.
Право владения определяется как основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность обладания (хозяйственного господства) земельным участком или другим природным ресурсом. Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим. Например, для юридического лица это возможность числить его на своем балансе.
Право пользования — это основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность извлекать полезные свойства земли, других природных ресурсов.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право:
- 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ;
- 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
- 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством РФ.
Следует добавить, что в ст. 42 Земельного кодекса РФ закреплена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными к использованию способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Право распоряжения состоит в возможности для собственника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе совершать сделки по отчуждению земельного участка в собственность другим лицам (купля-продажа, мена, дарение, рента), заключать договоры по предоставлению земельных участков во владение или владение и пользование, отдавать их в залог и др.
Пункт 3 ст. 209 ГК РФ специально посвящен обороту природных ресурсов. В нем воспроизводится положение ч. 2 ст. 36 Конституции РФ о свободном осуществлении собственником земли и других природных ресурсов владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом.
Объектами права собственности являются все природные ресурсы, кроме атмосферного воздуха. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им.
Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений осуществляемой в России земельной реформы.
В собственности физического лица или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами, кроме земельных участков могут находиться пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу.
В соответствии с и. 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель, не входящих в лесной фонд РФ, могут находиться в частной собственности (на землях сельскохозяйственного назначения это лесополосы, выполняющие противоэрозионные функции).
В литературе высказывается мнение, в соответствии с которым фундаментальным системообразующим положением, определяющим принципы жизнедеятельности человека и социоэкологических отношений, является то, что любые виды природных ресурсов в любой своей части не могут находиться в частной собственности. Как воздух и солнечный свет в равной мере принадлежат всем, так и другие природные ресурсы являются принадлежностью всех людей по праву их рождения и проживания на Земле[1].
Государственная собственность на природные ресурсы остается доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.
Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, природные комплексы.
Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (п. «н» ст. 71 Конституции РФ).
Источник: https://bstudy.net/747845/pravo/pravo_sobstvennosti_prirodnye_resursy
Понятие и общая характеристика права собственности на природные объекты и ресурсы
Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:
- как правовой институт;
- как совокупность правомочий собственника.
Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.
Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном.
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст.
9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст.
36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст.
36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота:
- признак овеществленности;
- признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды;
- признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда.
Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.
Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством.
Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.
Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ.
- Право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
- Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.
- Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:
- обращения взыскания на имущество по обязательствам;
- изъятия для государственных нужд путем выкупа;
- изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
- перехода наследства государству;
- реквизиции (изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);
- конфискации (безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);
- национализации (обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц).
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-prava-sobstvennosti-na-prirodnie-obekti-i-resursi