Кто является плательщиком земельного налога?

Владение любым недвижимым имуществом, особенно, когда оно представляет ценность, обязует владельца оплачивать его использование. Если участок находится в аренде, то в качестве такой платы будет рассматриваться внесение арендной платы.

Если участок находится в собственности или приравненных к ним формах владения, то владельцу необходимо будет платить земельный налог. Кто относится к плательщикам земельного налога и какие льготы существуют?

Что говорит законодательство

Регулирование всех вопросов, связанных с налогообложением того или иного имущества, осуществляется в соответствии с Налоговым Кодексом (так как именно этот нормативный акт устанавливает принципы, правила налогообложения, а также требования, предъявляемые к облагаемому этими платежами имуществу).

Статья 388 Налогового Кодекса Российской Федерации даёт подробное определение того, кто должен считаться плательщиком земельного налога в настоящее время.

Кто является плательщиком земельного налога?

Именно по этой причине в качестве ещё одного регулятора правоотношений в сфере налогообложения земель различных категорий следует рассматривать и Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Этот нормативный акт используется в качестве определяющего относительно основных характеристик существующих форм владения и пользования землей с целью определения, какая форма платы за пользование может использоваться в каждом конкретном случае.

Кто и за что обязан платить земельный налог

Режим налогообложения земельным налогом устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации. В соответствии с его положениями налогом на землю облагаются все существующие на данный момент земельные участки, которые функционируют на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Налоговое бремя за такие земельные участки рассчитывается, исходя из их кадастровой стоимости, определённой по результатам проведённой кадастровой оценки конкретной категории земель.

  • Кто является плательщиком земельного налога?К налогоплательщикам земельного налога в результате будут относиться как физические, так и юридические лица, если они не вынесены за список владельцев земельных участков, обязанных вносить ежегодные налоговые платежи.
  • Размер земельного налога, который должен быть уплачен ежегодно с момента получения участка в пользование на перечисленных правах владения, устанавливается государством и не зависит от уровня дохода налогоплательщика.
  • Как правило, он складывается из нескольких показателей, обязательно учтённых при проведении кадастровой оценки земель, принадлежащих к какой-либо категории и расположенных в одном конкретном регионе.
  • К таким показателям будут относиться:
  • Территориальное расположение и площадь облагаемого участка;
  • Плодородность земель в конкретном районе;
  • Существующие права владения участком (собственность, пожизненное наследуемого владение, постоянное бессрочное пользование).

[s u_note note_color=”#E9F8ED”]Все эти параметры влияют на результат кадастровой оценки земельного участка и, соответственно, на итоговую сумму земельного налога, установленную с учётом кадастровой стоимости.[/su_note]

Кого не признают плательщиками земельного налога

Так как Налоговым Кодексом устанавливаются категории плательщиков земельного налога, этим же нормативным актом формируется и перечень юридических и физических лиц, которые не подлежат уплате налогового бремени.

Этот перечень сформирован в Главе 31 Налогового Кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим, то есть подлежащим изменению только в случаях корректировки действующего законодательства.

Кто является плательщиком земельного налога?

  • Юридические и физические лица, земельные участки которым предоставлены на праве аренды;
  • Организации и физические лица, которые используют те или иные земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Организации, занимающиеся охраной Государственной границы Российской Федерации;
  • Государственные предприятия, в чьи обязанности входит обеспечение бесперебойного транспортного сообщения внутри Российской Федерации (если такое освобождение установлено соответствующим нормативным актом об учреждении такой государственной организации);
  • Государственные организации и предприятия, обеспечивающие хранение материальных ценностей, включённых в резервный фонд обеспечения стабильности Российской Федерации;
  • Учреждения и органы, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, подразделениям Министерства Юстиции, а также иным органам государственной власти, обеспечивающим безопасность Российской Федерации;
  • Подразделения Министерства обороны и приравненные к ним организации, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением законодательства и защита интересов Российской Федерации;
  • Научно-исследовательские и учебные организации, занимающиеся подготовкой научных материалов для развития экономики и промышленности России, а также подготовкой кадрового резерва для улучшения состояния научного аппарата различных исследовательских центров.

Какие налоговые льготы и для каких категорий населения существуют

Налоговый Кодекс, формируя положения об уплате земельного налога, обозначил, кроме лиц, полностью освобождённых от уплаты этого бремени, также и те категории граждан, в отношении которых существуют различные налоговые льготы.

Кто является плательщиком земельного налога?

  • Герои России, Советского Союза, а также полные кавалеры орденов Славы;
  • Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
  • Инвалиды 1 или 2 группы (без установления ограничения в трудоспособности, если эти группы были установлены до 1 января 2004 года), а также те лица, которым была установлена 3 группа с ограничением трудоспособности, инвалиды детства; Лица, имеющие право на получение от государства мер социальной поддержки в соответствии с положениями действующего законодательства;
  • Физические лица, имеющие статус ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Люди, получившие лучевую болезнь в результате ликвидации аварий на ядерных установках, используемых для обеспечения безопасности государства;
  • Физические лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного или термоядерного оружия, проведении научных исследований, связанных с любыми видами ядерных установок, в том числе ядерного оружия и различной космической техники.

В том случае, если перечисленные категории лиц предоставят документы, подтверждающие их право на получение льгот по налогообложению, они могут рассчитывать на уменьшение всей налоговой базы (то есть сокращение того объёма имущества, которое подлежит налогообложению), в результате чего сумма земельного налога будет также сокращена.

Иные налоговые льготы (вплоть до полной отмены уплаты земельного налога дляКто является плательщиком земельного налога? некоторых категорий граждан), могут быть установлены в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами, действующими на территории городов федерального значения. Но осуществимо это может быть только в том случае, если сам субъект сможет внести недостающую разницу в бюджет государства за счёт своих резервных средств.

Налогоплательщиками земельного налога могут считаться физические и юридические лица, обладающие земельными участками различных категорий земель на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Однако, при наличии соответствующих условий, такое лицо может быть полностью или частично освобождено от уплаты земельного налога. Для этого необходимо соответствовать перечисленным законах условиям и подтвердить такое соответствие.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/kto-takoj-nalogoplatelshhik.html

Земельный налог для организаций: ставка, сроки уплаты, льготы — Контур.Бухгалтерия

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Кто является плательщиком земельного налога?

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

  • Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
  • Ставки не могут превышать:
  • — 0,3 %
  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Читайте также:  Выселение бывшей жены из собственной квартиры

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы.

Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Уже в феврале 2020 работодатели будут сдавать первый отчет СЗВ-ТД. Он связан с введением электронных трудовых книжек и передает сведения о трудовой деятельности сотрудников. Расскажем, как заполнить форму, в какие сроки сдавать и какие штрафы назначены за нарушение сроков сдачи, неполные или неверные сведения.

Статистическая форма 57-Т — это отчет, который раз в два года передается в органы статистики. В нем передают сведения о зарплате работников с указанием должностей и профессий. В отчет попадают данные только за один месяц.

В бухгалтерском и налоговом учете прибыль формируется по разным правилам. Из-за таких отличий появляются постоянные и временные разницы. Постоянные налоговые обязательства (ПНО) формируются из постоянных разниц. В статье расскажем о применении ПБУ 18/02, возникновении, расчете и отражении ПНО.

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/243

Кто является плательщиками земельного налога?

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

  • Правовая база земельного налога
  • Кто платит земельный налог?
  • Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы?
  • Условия уменьшения налоговой базы для физлиц
  • Итоги

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом.

При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ).

Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Читайте также:  Признание завещания недействительным - основания

Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/uplata_zemelnogo_naloga/kto_yavlyaetsya_platelwikami_zemelnogo_naloga/

Кто платит земельный налог?

Обновление: 2 февраля 2017 г.

С каждым годом население Российской Федерации становится все более грамотным в вопросах налогообложения, что связано, как с желанием применять различные льготы, доступные только по заявлению налогоплательщика, так и с необходимостью оценки своих налоговых обязательств при планировании бюджета. Земельный налог относится к местным налогам и отчасти регулируется местным законодательством, при этом на федеральном уровне установлено, что плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков.

Кто должен платить земельный налог

Плательщиками земельного налога являются лица, которым принадлежат земельные участки. При этом к таким лицам относятся, как физические лица, так и организации. Для того чтобы определить, кто платит земельный налог и в каком размере, необходимо понять, признается ли земельный участок объектом налогообложения, и не предусмотрены ли законодательством о налогах и сборах налоговые льготы.

Отнесение законодательством о налогах и сборах тех или иных лиц к понятию «физическое лицо» не обусловлено определением гражданства.

Для отдельных налогов могут существовать различия в налоговых ставках, но факт признания лица налогоплательщиком остается неизменным. Таким образом, нет разницы между гражданами Российской Федерации и иностранцами.

Таким образом, если иностранное лицо владеет земельным участком, находящимся на территории Российской Федерации, то оно обязано платить российский земельный налог.

При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом.

Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

С каких земельных участков нужно платить налог

Прежде всего, плательщики земельного налога должны определить на территории какого муниципального образования расположены их земельные участки.

Земельный налог должен уплачиваться только если он был введен в действие на территории муниципального образования, в котором находится участок.

К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать нормативные акты Мценского городского Совета народных депутатов.

  • Плательщиками земельного налога признаются только лица, которые владеют участком следующим образом:
  • — на праве собственности;
  • — на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • — на праве пожизненного наследуемого владения.

Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отражается полная информация о правах собственности, налогоплательщиками земельного налога признаются только лица, указанные в таком реестре. При этом возникновение и прекращение обязанности по уплате налога обусловлено внесением соответствующих записей в реестр.

Если земельный участок находится у организации или физического лица на праве безвозмездного пользования или по договору аренды, то платить земельный налог не нужно, поскольку такая обязанность полностью лежит на владельце земли.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения. Например, если квартира, собственником которой Вы являетесь, находится в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен.

До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения.

Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Какими налоговыми льготами можно воспользоваться

  1. Законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога:
  2. — освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков;
  3. — исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом;
  4. — снижение налоговой базы по налогу;
  5. — применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.
  6. Муниципальные образования вправе определять налоговые ставки и налоговые льготы для плательщиков, поэтому чтобы понять, кто не платит земельный налог в России, одних норм НК РФ недостаточно, и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований.
  7. Статья 395 НК РФ содержит перечень лиц и организаций, освобождаемых от обложения земельным налогом.

Представительные органы муниципальных образований устанавливают дополнительные налоговые льготы по своему усмотрению. В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего, это связано с необходимостью поддержать социально незащищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов и малоимущих граждан. При этом могут быть установлены льготы и для других налогоплательщиков.

Платят ли земельный налог жители Крыма

Земельный налог введен на территории муниципальных образований Республики Крым и в городе Севастополе в 2014 году, поэтому жители этого региона уплачивают налог на землю в том же порядке, что и владельцы земли по всей России.

При этом порядок исчисления земельного налога в рассматриваемых субъектах Российской Федерации временно отличается. Работа по проведению кадастровой оценки земли в России начата уже давно, в то время как Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации только в начале 2014 года.

Учитывая, что процесс проведения кадастровой оценки занимает большое количество времени, НК РФ предусматривает, что до окончания проведения кадастровой оценки земельных участков в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, земельный налог будет рассчитываться исходя из, так называемой, нормативной цены земли, устанавливаемой ежегодно.

Источник: https://glavkniga.ru/situations/s503033

Как рассчитать земельный налог за 2019 год в 2020 году (пример)?

Земельный налог – это местный сбор. Его правовые основы заложены в статье 31 Налогового кодекса РФ, но он должен быть введен на конкретной территории – нормативными актами муниципальных образований, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих городов федерального значения.

На местном уровне устанавливаются ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, льготы. Если они не установлены соответствующим документом, применяются ставки, порядок, сроки уплаты и льготы, установленные федеральным законодательством.

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Налогоплательщики

Налогоплательщики земельного налога – это организации и физические лица, имеющие земельные участки:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются плательщиками земельного налога организации и физические лица за земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды.

Организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки (перечисленные в ст. 389 НК РФ), не являются плательщиками данного налога.

Если земельные участки входят в имущество ПИФ (паевого инвестиционного фонда), то земельный налог по ним уплачивает управляющая компания (за счет имущества, составляющего данный фонд).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Как рассчитывается земельный налог за 2019 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости. 

Как рассчитывается налог в этом случае, читайте в статье «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости».

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

Читайте также:  Перепланировка в новостройке до получения собственности

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год – как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию по земельному налогу за 2019 год компаниям нужно не позднее 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля) — п. 3 ст. 398 НК РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Какой срок исковой давности по налогам ип

Налог по итогам года платят в срок, установленный в муниципальном образовании, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ). Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными местными властями.

ВАЖНО! Начиная с земельного налога за 2020 год сдача декларации в ИФНС отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее.

Источник: https://neddom.ru/nalogooblazhenie-zemelnomu-uchastku/

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе.

Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе.

 Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога.

В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни.

Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.

Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли.

Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства  предельно допустимая ставка равна 0,3%.

Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы.

ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения.

В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.  

Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

 При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление.

Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

  Физлиц, не исполнивших указанную обязанность,  могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли.

Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов.

Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка.

В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят,  в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры.

 Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году.

В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента.

Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав.

Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда  в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи.

Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года.

Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).  

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства.

Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога.

Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки. 

Как отчитываться по земельному налогу

По земельному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации  сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

  • По земельному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации  деклараций не сдают.
  • Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.
  • Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.
  • Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны  не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2011/1/4224

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector