Время чтения: 12 минут
Земельное законодательство предусматривает ряд законных оснований, по которым у собственника могут изъять земельный участок. Среди них наиболее спорным представляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Во-первых, немало сомнений вызывает целесообразность такого изъятия. Во-вторых, законодатель пока так и не определил, что же следует понимать под государственными/муниципальными интересами. Все это негативно отражается на правах собственников.
Учитывая щепетильность и остроту вопроса, логично предположить, что законодатель разработал закрытый перечь оснований для инициации процедуры изъятия земли. В соответствии со ст. 279 ГК, определение таких оснований – прерогатива земельного законодательства.
Согласно ст. 49 ЗК, основания изъятия земельного участка носят исключительный характер, например, если они обусловлены необходимостью исполнения международных обязательств России.
Еще одним основанием может быть возведение масштабных объектов инфраструктуры на государственном, региональном или муниципальном уровне, если такие объекты относятся к:
- системе федерального или регионального энергоснабжения;
- оборонному комплексу, в том числе к системе защиты государственных границ России;
- транспортным и коммуникационным объектам федерального и регионального значения, железнодорожной инфраструктуре;
- атомно-энергетическому комплексу, например, изъятие земельного участка для строительства гидротехнического сооружения;
- объектам инфраструктуры естественных монополий;
- космическим программам России;
- газо- и нефтепроводам, электросетям, системам передачи тепловой энергии, водопроводам и прочим инженерным коммуникациям;
- путям автомобильного сообщения.
Кроме того, дополнительные основания предусмотрены федеральным законодательством, например, изъятие земельных участков для недропользователей. В кодексе нет прямого упоминания об этом, однако пробел восполнен отдельным законом – ст. 25.2 ФЗ «О недрах».
Закон позволяет изымать землю в случаях, когда того требует необходимость проведения работ, связанных с использованием недр. Примечательно, что в этих целях могут изыматься земли лесного фонда.
К дополнительным основаниям относится истребование участка в целях:
- учреждения природоохранных зон;
- сноса многоэтажек или их реконструкции в случае признания аварийности объекта.
С чего начинается изъятие земельных участков
Как мы знаем, порядок предоставления и изъятия земель в РФ определяется в первую очередь земельным законодательством. В частности, вопросам истребования наделов посвящена глава VII.1 ЗК.
Согласно ст. 56.2 ЗК, полномочиями по принятию соответствующих решений наделены федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти – в зависимости от уровня интересов, которые преследует истребование земли. К этим органам относятся Минэнерго, Минтранс, Минсвязь, Фонд Госимущества, местные градостроительные или жилищные департаменты.
Независимо от уровня компетенции, к изъятиям применяются единые условия. Согласно ст. 56.3 ЗК, если речь идет об истребовании участка для строительства на нем крупного инфраструктурного объекта, то оно допустимо, лишь если возведение такого сооружения утверждено органами территориального планирования.
Впрочем, в любом другом случае изъятие земли также следует обосновать документально:
- Международным договором, по которому у России возникает соответствующее обязательство.
- Лицензией для использования недр (для недропользователей).
- Решением компетентного органа о создании природоохранной зоны или о признании жилого строения аварийным и подлежащим сносу.
Вопрос истребования надела осуществляет компетентный орган по самостоятельному решению или по просьбе заинтересованной стороны. Ходатайствовать об изъятии земельных участков могут далеко не все. Ст. 56.4 ЗК наделяет таким правом лишь организации, чья деятельность связана с:
- естественными монополиями;
- использованием недр;
- комплексным развитием территорий;
- строительством масштабных объектов инфраструктуры, газонефтепроводов и так далее.
Кроме того, правом ходатайствовать об изъятии наделены госорганы, если финансирование работ предполагает использование государственных средств.
Подавать ходатайство можно лично, по почте или через интернет. Пункт 9 ст. 56.4 ЗК обязывает чиновников в течение 5 дней направить заявителю мотивированный отказ в истребовании земли, если:
- поданные документы не соответствуют требованиям;
- госорган, получивший заявку, не вправе принимать решения об изъятии земли;
- заявитель не имеет права подавать ходатайство.
На рассмотрение заявки предоставляется 30 дней с момента подачи. По истечении этого срока компетентный орган должен либо отказать в истребовании участка, либо начать процедуру изъятия с поиска собственника земли.
Правовое регулирование вопросов истребования земли
Основным нормативным документом, который определяет процедуру изъятия земельного участка, является ЗК. Однако весь процесс истребования земельных наделов регулирует более широкий перечень правовых актов. Выделим самые главные:
- глава VII.1 ЗК, которая содержит полное описание процедуры изъятия, от определения полномочных органов, до перехода прав на землю;
- Гражданский кодекс (ст. 235, 239, 279–282 ГК);
- постановление Правительства РФ № 442 от 06.05.2015, которым утвержден список учреждений, получивших право инициировать изымание земли;
Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/izyatie-zemelnyx-uchastkov.html
Как происходит изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?
Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд производится на основании законодательных актов. Собственнику в данной ситуации требуется понимать все тонкости процесса, чтобы знать, как и что происходит.
Основание и порядок
В 2020 году для принудительного изъятия земельного надела из собственности гражданина, требуется учитывать положения ЗК РФ. Важно отметить, что в указанный акт в 2018 году были внесены основные коррективы, касающиеся рассматриваемого направления деятельности.
Они проявились в том, что была введена отдельная глава под номером 7.1. Принятие такого решения связывает с тем, что государственные органы приняли решение относительно соединения знаний, появляющихся при обустройстве Новой Москвы.
Кроме того, здесь же делается отметка относительно проведения игр в Сочи.
Порядок реализации указанной процедуры говорят о том, что принимать во внимание следует положения ст. 49 ЗК РФ. Однако, сделать это можно при наличии исключительной необходимости.
ВНИМАНИЕ !!! Основаниями выступает то, что выполняются условия, прописанные в соглашении международного уровня. Кроме того, когда государству требуется построить или произвести реконструкцию важных объектов. Это относится к тому, что имеет важное значение не только для федерального органа, но и регионального.
Главное условие в рассматриваемой ситуации – отсутствие ведения деятельности по застройке территории, работ, связанных с реконструкцией такого объекта, который имеет взаимосвязь с атомной энергетикой, оборонной деятельностью государства, транспортом и линейной сферой. Кроме того, могут возводиться трассы региональной и муниципальной направленности.
Процедура изъятия
В положениях ст. 279 ГК РФ допускается изъятие земельного надела с рассматриваемой целью при условии, что данный порядок регламентирован земельным законодательством. В ст. 282 ГК РФ указывается на то, что при отсутствии со стороны владельца надела согласия на производство данной процедуры, потребуется провести изъятие при использовании принудительного порядка.
Стоит указать на то, что данное требование может рассматриваться как прямое нарушение основного закона страны, потому как нарушается принцип, связанный с защитой разновидностей собственности на равной основе. Важно отмети, что компании и граждане не имеют возможности сформировать и направить исковое заявление для того, чтобы защитить свою форму собственности.
ВАЖНО !!! В ходе реализации рассматриваемого процесса гражданин имеет правомочие относительно того, чтобы заявить требование о выплате компенсации. Данные положения прописаны в ст. 281 ГК РФ. Потребуется сформировать соглашение, где предусматривается, сроки производства процесса и другие важные условия.
Предусматривается несколько этапов изъятия:
- изначально требуется направить уведомление собственнику надела;
- сотрудники органов МСУ предпринимают меры, направленные на изъятие;
- затем реализуется продажа надела, в частности, гражданин выражает согласие на процедуру, о чем передает сведения в органы муниципалитета.
После проведения указанного алгоритма действий органы получают возможность произвести процедуру. Порядок описан в положениях главы 7.1 ЗК РФ.
Стоит обратить внимание на то, какие органы имеют право относительно того, чтобы совершать рассматриваемый процесс.
Органы, отнесенные к исполнительной ветви власти, к примеру, недропользование, которое предусматривает изъятие земельного надела для нужд органа. Аналогичный орган, действующий в рамках конкретного региона.
В данной ситуации принимается во внимание реализация данного процесса в целях региона. К примеру, производство работ по разработке недр, проведению работ местной значимости.
Также указанным правом обладает орган местного самоуправления, который ставит перед собой целью возведения объектов на земле муниципалитета.
Вне зависимости от того, каким органов организуется процедура, обязательным условием выступает наличие акта, разработанного указанным органом.
Основанием разработки документа выступает собственная инициатива властного органа или ходатайства, предусматривающее целью изъятия земельного надела.
Заявление
Правом на подачу заявления обладают такие организации, отнесенные к государственной власти, исполнители по соглашениям международного типа. Также подобная возможность имеется у предприятий государственной значимости, чтобы разместить на таком участке объекты, несущие в себе значимость для государства в целом и отдельно взятого региона.
Предусматривается возможность подать заявление на изъятие одного или нескольких наделов. Обязательным условием выступает то, чтобы в заявлении было указание на цель изъятия. Подача акт производится тем, кто его составляет, сделать это можно при использовании почтовых услуг или личным обращением, направлением акта на электронную почту.
ВАЖНО !!! Принятие рассматриваемого решения указывает на то, что нужно вынести соответствующий вердикт в течение 60 дней. В нем потребуется прописать конкретные моменты, в том числе, причина, по которой произошло изъятие, указание на владельца, величина надела и номер, указанный в кадастре.
После того, как принимается данное решение, уполномоченный орган несет обязанность относительно того, чтобы направить копию в органы государственной власти. В ней требуется указать на то, что гражданин в полной мере утратил правомочия на надел.
Есть вариант проведения процесса реквизиции, который также требует четкого соблюдения законодательства. Предполагается, что производится изъятие надела для того, чтобы использовать его в государственных целях.
Гражданин утрачивает право относительно получения компенсации, в полной мере утрачивает право на владение наделом. Данный процесс описан положениями ст. 51 ЗК РФ.
Допустимо применять в той ситуации, когда в стране случается эпидемия или катастрофа природного значения.
Источник: https://jurists-online.ru/pravo/zemelnoe-pravo/zemelnye-voprosy/iz-yatie-zemelnogo-uchastka-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd
О порядке изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд по новым правилам
Новый порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд
С 1 апреля 2015 г. в действующее законодательство были внесены изменения, установившие, по существу, новый порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Данные изменения были внесены в Земельный кодекс PФ (далее — ЗК РФ) и Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) Федеральным закона от 31.12.
2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Теперь в ст. 279 ГК РФ прямо прописаны последствия изъятия земельного участка. Так, в пункте 2 указанной статьи прямо закрепляется правило, в cooтветствии с которым в результате изъятия земельного участка осуществляются:
- прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
- прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
- досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Сама процедура изъятия также подверглась значительным изменениям, в т. ч. более подробной регламентации. Такую процедуру можно условно разделить на несколько этапов. Не все эти этапы в зависимости от конкретной ситуации будут иметь место, но тем не менее общий алгоритм изъятия можно условно разделить на шесть этапов.
- Первый этап
- Первый этап связан с возникновением оснований для изъятия земельных участков.
- Изъятие происходит для государственных и муниципальных нужд в связи с необходимостью размещения объектов, соответственно, федерального, регионального или местного значения на основании решения уполномоченного органа. Нововведением действующего законодательства является правило, согласно которому соответствующее решение об изъятии может быть принято на основании ходатайства, поданного в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления следующими организациями:
- являющимися субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения;
- уполномоченными в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со ст. 49 ЗК РФ осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- являющимися недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в т. ч. осуществляемых за счет средств недропользователей.
Перечень таких организаций определен постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд».
С ходатайством об изъятии вправе обратиться также государственный орган в случае, например, изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство которых планируется полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.
Судьба ходатайства должна быть разрешена в тридцатидневный срок.
При этом уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в указанный срок, в зависимости от соблюдения заявителем требуемых для изъятия участка условий, принимает решение либо о направлении запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, либо об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии.
Второй этап
Второй этап связан с выявлением лиц, являющихся правообладателями земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципалы нужд, а также их уведомлением.
Согласно ст. 56.
5 ЗК РФ в случае получения из органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельный участок уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:
- запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков;
- обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в информационной телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения об изъятии, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.
Заинтересованные лица (собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах) могут подать соответствующие заявления об учете их прав в течение шестидесяти дней с момента опубликования информации. Основная цель данных действий -информирование уполномоченных органов о своих правах на основании представленных правоустанавливающих документов, а также сообщении действительных контактов для связи.
- Третий этап
- Третий этап связан непосредственно с принятием решения об изъятии.
- В течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган должен опубликовать его по месту нахождения изымаемых земельных участков в порядке, установленном для опубликования муниципальных нормативных актов, а также разместить на своем официальном сайте.
Кроме того, копии решения об изъятии должны быть направлены правообладателям изымаемых участков и расположенных на соответствующих участках объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).
Копия решения об изъятии направляется письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.
- В случае если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
- Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме.
- При отсутствии каких бы то ни было адресов, отправка уведомлений не происходит.
Необходимо отметить, что в редакции ЗК РФ, действовавшей до 1 апреля 2015 г., возможность изъятия земельного участка напрямую увязывалась с уведомлением правообладателя. Изъять участок можно было не ранее чем через год после уведомления.
Теперь, в связи с отменой этой гарантии, можно говорить о том, что введена так называемая презумпция осведомленности правообладателя о планируемом изъятии земельного участка, а срок, являвшийся важной гарантией соблюдения прав правообладателей, оказался урезанным в шесть раз.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В случае если права на земельный участок были зарегистрированы, решение подлежит регистрации в ЕГРП, что напрямую следует из положений п. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.
1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ).
Данное решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев со дня, когда правообладателю стало известно о принятии такого решения.
Четвертый этап
Четвертый этап связан с определением размера возмещения в связи с изъ- ятием земельного участка.
Статьей 281 ГК РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальньх нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в т. ч. упущенная выгода, определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае если одновременно с изъятием земельного участка для государствен ных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
ЗК РФ устанавливает основные правила определения размера возмещения за изымаемый земельный участок.
В соответствии с ними рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Альтернативой денежному возмещению является предоставление правообладателю иного участка и (или) объекта недвижимости. Такая альтернатива может быть использована только при наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок.
Пятый этап
Пятым этапом является направление правообладателю соглашения об изъятии с последующим его заключением. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит следующую информацию:
- наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости;
- кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, а при отсутствии условных номеров иное описание этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;
- цель изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
- реквизиты решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- указание прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости;
- срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости;
- размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости;
- указание на сооружения (в т. ч. сооружения, строительство которых не завершено), изъятие которых в соответствии с решением об изъятии не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок;
- указание на сервитуты, которые установлены в отношении земельного участка, подлежащего изъятию, и в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению.
К такому соглашению применяются правила ГК РФ, регламентирующие вопросы купли-продажи, если предполагается денежная компенсация, либо мены, если выбран альтернативный способ компенсации — предоставление взамен изымаемого равноценного земельного участка либо объекта недвижимости.
Порядок заключения соглашения подробно расписан в ст. 56.10 ЗК РФ. В частности, проект соглашения направляется по известному адресу правообладателя.
В качестве подтверждения получения проекта рассматривается не только, собственно, фактическое получение письма адресатом, но и факт его возврата отправителю в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».
При этом действующее законодательство не предполагает обязанности уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления рассматривать предлагаемые изменения к соглашению, в случае если таковые заявлены. Они могут быть рассмотрены и учтены, но только в общем гражданско-правовом порядке согласования условий договора, а не как императивная обязанность органов публичной власти.
- Шестой этап
- В случае отказа от подписания соглашения, каковым является и фактическое бездействие, можно говорить о начале шестого этапа изъятия земельной участка, а именно о его принудительном изъятии.
- Если правообладатель не представил подписанное соглашение об изъятии в течение 90 дней со дня получения проекта, то уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном изъятии участка и (или) расположении на нем объектов недвижимости.
- Соответствующее требование может быть предъявлено в суд в течение трех лет с момента принятия решения об изъятии.
- Обоснованные возражения относительно предъявленных требований могут быть заявлены правообладателем в рамках встречного иска.
Вступившее в законную силу решение суда об изъятии является основание» для наступления правовых последствий, аналогичных последствиям, указанным в ст. 279 ГК РФ, наступающим в случае принятия решения об изъятии.
По материалам журнала «Практика муниципального управления»
Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat22102015/
Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: вопросы теории и практики, Комментарий, разъяснение, статья от 01 августа 2008 года
А.И.Дихтяр,
-
кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой
«Гражданского права и процесса»
Орловского государственного технического университета. -
Автор более 100 публикаций по актуальным вопросам гражданского и
земельного права
Е.С.Клейменова,
помощник адвоката, автор ряда публикаций по актуальным вопросам
правового регулирования изъятия земельных участков для
государственных и муниципальных нужд
В
настоящей книге комплексно с позиций гражданского, земельного,
жилищного, градостроительного и гражданского процессуального
законодательства рассматриваются актуальные теоретические и
практические вопросы изъятия (выкупа) земельных участков и
находящихся на них недвижимых объектов для государственных и
муниципальных нужд, с учетом судебно-арбитражной практики, а также
вопросы защиты права собственности и иных прав при изъятии
земельного участка.
На основе анализа
законодательства и правоприменительной практики показаны пробелы и
противоречия в законодательстве, обоснованы предложения по его
совершенствованию и совершенствованию правоприменительной
практики.
Издание предназначено для
специалистов, занимающихся вопросами изъятия (выкупа) земельных
участков для публичных нужд, преподавателей, практикующих юристов,
а также студентов и аспирантов. Может быть использовано как учебное
пособие по дисциплинам «Гражданское право», «Земельное право» и
спецкурсу «Сделки с недвижимым имуществом».
Предисловие
Особую актуальность среди
гражданских споров, рассматриваемых арбитражными судами и судами
общей юрисдикции, занимают дела, связанные с изъятием (выкупом)
земельных участков и расположенных на них недвижимых объектов для
государственных или муниципальных нужд, которые касаются публичных
и частных интересов.
Большой интерес к этой
проблеме вызван реализацией национальных проектов и принятием
Федерального закона «Об организации и
о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних
игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как
горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» от 1 декабря 2007 года N
310-ФЗ, который установил специальные нормы для регулирования
изъятия (выкупа), во многом отличающиеся от положений
гражданского, земельного и жилищного
законодательства.
Прошедший после
вступления в силу главы 17
Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ период выявил
потребность анализа общих и специальных норм законодательства,
регулирующих изъятие (выкуп) земельных участков для публичных нужд,
и правоприменительную
практику.
Авторы настоящей книги
проанализировали с позиций гражданского, земельного, жилищного,
градостроительного и гражданского процессуального законодательства
общие положения о правоотношениях, складывающихся при изъятии
(выкупе) земельного участка для публичных нужд, условия и порядок
изъятия.
На основе теоретического
анализа и изучения правоприменительной и судебно-арбитражной
практики показаны пробелы и противоречия в законодательстве,
проблемы, возникающие в процессе изъятия (выкупа) земельного
участка в судебном и внесудебном
порядках, изъятия (выкупа) земельного участка для публичных
нужд.
В
книге даны разъяснения научно-практического характера с целью
помочь специалистам, занимающимся вопросами изъятия земельных
участков для публичных нужд, правильно применять на практике
законодательные нормы.
ГЛАВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Понятие изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или
муниципальных нужд
Институт изъятия
земельного участка для публичных нужд известен российскому
законодательству с давних времен: нормы, направленные на его
регулирование, нашли свое отражение в дореволюционном, затем в
советском и, наконец, в современном законодательстве Российской
Федерации. При этом указанные нормы имеют свои особенности.
Дореволюционное
законодательство. Институт изъятия земельного участка для
государственных или муниципальных нужд берет свое начало в праве
Российской Империи конца XVIII века.
Истоки данного института
заложены в «Генерал-Прокурорском наказе при комиссии о составлении
проекта нового Уложения, по которому и Маршалу поступать» от 30
июля 1767 года (Полное Собрание Законов N 12950). Согласно п.
11
Наказа, когда для пользы общей потребна земля, частному человеку
принадлежащая, то не должно тут поступать по строгости закона
Государственного; но сей случай есть тот, в котором должен
торжествовать Гражданский закон, который материнскими глазами
взирает на каждого особо гражданина, так как и на целое общество.
Если общая польза требует, чтоб некоторый участок земли,
принадлежащий человеку частному, был у него взят, то должно сему
человеку в убытках его сделать удовольствие. В дальнейшем, правовое
регулирование изъятия земельного участка для публичных нужд
получило развитие в манифесте об образовании Государственного
Совета от 1 января 1810 г.
, а затем в Своде Законов Российской
Империи (в изданиях с 1932 года по 1906 год).
Фактически институт
изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд
был довольно детально урегулирован российским дореволюционным
законодательством.
Принудительное отчуждение
недвижимых имуществ, по Своду Законов (т. X, ч. 1, ст.ст.
575 —
600), когда сие необходимо для какой-либо государственной или
общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и
приличное вознаграждение. К недвижимому имуществу относятся земли и
всякие угодья, дома, заводы, фабрики, лавки, всякие строения и
пустые дворовые места, а также железные дороги (т. X, ч. 1, ст.384
Свода Законов).
При этом дореволюционное
законодательство не определяет, что понимается под государственной
или общественной пользой. Как отмечает К.П.Победоносцев, здесь дело
идет об удовлетворении постоянных потребностей общественных, о
насущном, без чего общество существовать не может, о разрешении
вопросов, существенных для целости и безопасности общественной.
Такие случаи бывают при совершении публичных работ и сооружений,
зданий, проведении дорог и т.п.*.
______________
*
Победоносцев К.П.Курс гражданского права. Т. 1 — СПб, Синодальная
типография, 1896.
Г.Ф. Шершеневич к
основаниям изъятия относит соображения экономические, культурные,
стратегические, санитарные и др.
Принудительное отчуждение частных
имуществ допускается как для устройства подъездных путей общего
пользования, так и для путей частного пользования, если эти
последние по значению своему для производительности государства
будут признаны общеполезными (т. XII, ч.
1, по прод. 1893, ст.10).
Вопрос о наличии общеполезной цели экспроприации в каждом отдельном
случае не юридический, а политический*.
______________
*
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. — М.: изд-во
Бр. Башмаковых, 1911.
При этом, все случаи, для
которых необходимо отчуждение недвижимого имущества, согласно
ст.576 Свода Законов (по Прод. 1906 год), определяются Именными
Высочайшими указами. Проекты таких указов представляются на
Высочайшее воззрение подлежащими Министрами и Главноуправляющими
отдельными частями через Особое в Государственном Совете
Присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых
имуществ и вознаграждении их владельцев. В представлении излагаются
данные, указывающие на общеполезное значение предприятия и на
необходимость принудительного отчуждения, а если испрашивается
отчуждение с отступлением от общего порядка (ст.594 и след.), то
объясняется необходимость подобного отступления.
При этом, как отмечает
К.П.Победоносцев, дела о вознаграждении решаются в административном
порядке и не допускают искового судебного производства. Поверка
прав собственности при сем не имеет места, если не видно споров.
Судебному производству подлежит иск о неисполнении обязательств,
принятых по поводу отчуждения*.
______________
*
Победоносцев К.П.Курс гражданского права. Т. 1 — СПб, Синодальная
типография, 1896.
Источник: http://docs.cntd.ru/document/902114158
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в ст.
282 ГК РФ вводится уточнение: «Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».
При этом за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.
Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
- уполномоченный федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
- уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
- органы местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:
1.
- по их собственной инициативе;
- на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).
С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
- организации, имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»);
- орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка:
- изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
- для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств — полностью или частично);
- государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.
Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ходатайство об изъятии земельного участка:
- может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
- должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/19_239715_poryadok-iz-yatiya-zemelnih-uchastkov-dlya-gosudarstvennih-i-munitsipalnih-nuzhd.html
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Землеустройство » Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.
Содержание
Земельный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного изъятия земельных наделов у собственника, если на то существуют государственные или муниципальные нужды.
Данный вопрос на сегодняшний день является особенно актуальным и злободневным, так как, основываясь на данную правовую норму, многие органы государственной власти превышают свои полномочия и ущемляют граждан в их законных правах.
Понятие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Такое понятие как институт изъятия земельных участков известен практикующим юристам давно.
Он существовал и в Российской империи, и в СССР, и РСФСР, и теперь оказывает свое непосредственное влияние на распределение земель в России.
И если данное понятие было отлично урегулировано дореволюционным и советским законодательством, то сегодня Земельный кодекс России содержит в себе большое количество коллизий и пробелов по данному вопросу.
Что же собой представляет понятие «изъятие земельного участка»? Это закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела посредством выкупа для государственных или же муниципальных нужд, который подразделяется на 4 конкретные стадии:
- принимается решение об изъятии земельного участка у собственника, после чего осуществляется госрегистрация;
- происходит уведомление собственника о подобном государственном решении, которое направлено на изъятие участка;
- осуществляется определение конкретных условий и порядка изъятия и перечисления выкупа за территорию;
- вносится оплата за земельный участок, равная выкупной цене, а также дополнительная компенсация.
В юридической литературе понятие «изъятие земельного участка» находит различную трактовку, в частности, во внимание берутся такие основания, как, например, правовой статус земельного участка.
Некоторые ученые сходятся во мнении, что подобное правомочие со стороны государства является сделкой на подобии купли-продажи.
Другие, напротив, находят основания, чтобы придать изъятию статус «квази-сделки», в частности, из-за его принудительного характера.
Условия изъятия участков. Возмещение убытков при изъятии земельных участков
На сегодняшний день Земельный кодекс РФ, а также гражданское законодательство закрепляют все основополагающие условия, которые могут использоваться в качестве основания для изъятия земли у собственника.
В частности, вышеуказанный Кодекс, а именно ст.
55, фиксируют, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка по решению судебной инстанции. Таким образом, основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.
Что собой представляет понятие «возмещение убытков при изъятии участков»? Это равноценная плата за подобное правомочие со стороны государственных или же муниципальных органов, которая подразумевает компенсацию не только рыночной стоимости земли, но и покрытие дополнительных расходов собственника, и финансовое возмещение за убытки, причиненные государством.
При этом порядок и условия возмещения всех убытков и внесения платы определяется участниками правоотношений по обоюдному соглашению. Этот контракт подразумевает ключевую обязанность со стороны государственной власти уплатить рыночную стоимость и компенсировать дополнительные причиненные убытки собственника.
Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа
Стоит отметить, что Земельный кодекс РФ, четко регламентирует порядок изъятия участка путем выкупа. В частности, в нем прописаны все ключевые случаи, когда может быть осуществлено данное правомочие со стороны государственной власти:
- изъятие земли у собственника происходит в том случае, если надел необходим для исполнения РФ всех своих международных обязательств;
- принудительное изъятие собственности осуществляется в том случае, если существует необходимость разместить на участке государственный объект, а иных вариантов для строительства не имеется;
- изъятие происходит в иных случаях, которые закрепляет как Земельный кодекс, так и федеральное или региональное законодательство РФ.
Как было сказано выше, размер выкупа определяется сторонами соглашения. Если подобного согласия достичь не удается, то выкупная цена определяется арбитражным судом РФ. При этом судья берет во внимание рыночную стоимость, которая зафиксирована на момент судебного разбирательства.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанное с выполнением международных обязательств
Рассмотрим перечисленные выше основания более подробно. Если обратиться к современному российскому законодательству, то особую роль в нем играют международные обязательства, которые берет на себя РФ. Зачастую, чтобы выполнить их, государству требуются многочисленные ресурсы, к которым можно причислить и земельные территории.
Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.
Как и во всех остальных случаях изъятия участка, владельцу земли перечисляется выкуп и возмещаются дополнительные убытки, в том числе и упущенная выгода, которую он мог получить, распоряжаясь территорией по своему усмотрению.
Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в рамках развития застроенных территорий
Порядок изъятия земель, которые необходимо освоить с целью дополнительного развития территорий для удовлетворения муниципальных нужд, имеет стандартное воплощение. Свое закрепление данное правомочие со стороны органов нашло в статье 49 ЗК РФ.
Порядок изъятия земли для строительных работ подразумевает прохождение двух ключевых стадий, которые регулирует указанный выше Кодекс.
На первой стадии происходит предварительное согласование о том, в каком конкретном месте будет возведено то или иное строение для обеспечения нужд конкретного муниципалитета.
Далее процесс переходит в стадию непосредственного изъятия частной собственности в пользу государства.
На первом этапе обязательным условием его легитимации считается участие собственников земельных территорий. В том случае если возникают какие-либо проблемы в урегулировании вопроса, касающегося предварительного согласования, владелец надела может найти защиту в уполномоченных органах, то есть судебных инстанциях.
Если предварительная стадия прошла успешно и никакие законодательные проблемы не возникли, то принимается решение об изъятии территории. Но даже при этом собственник имеет законное право использовать земельный участок в своих целях на протяжении 1 года с момента подписания официального решения.
Это является дополнительной гарантией соблюдения прав и интересов гражданина РФ.
Освоение территории до истечения годовалого срока может быть обусловлено лишь с согласия собственника, который стал участником процесса изъятия территорий.
Изъятие земельных участков для обеспечения обороны и безопасности, общегосударственной инфраструктуры, коммуникаций
Одной из ключевых задач любого государства признается своевременное и полноценное обеспечение обороны и безопасности страны, а также благополучия населения, проживающего на ее территории.
Именно поэтому Земельный кодекс России в ст.
49 предусматривает законодательную возможность осуществить изъятие наделов, находящихся в частной собственности, для поддержания должного уровня обороноспособности РФ.
Осуществляется подобное изъятие по решению судебного органа, которое принимается после предварительного согласования и перечисления выкупной стоимости участка. После ограничения в обороте изъятые территории наделяются особым правовым статусом, согласно ст. 27 ЗК РФ.
В большинстве случаев подобные наделы становятся режимными объектами, в том числе начинают входить в так называемые закрытые административно-территориальные образования. Подобная особенность регламентирована законом под № 3297-1.
Иные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Земельный кодекс РФ предусматривает и иные основания, которые позволяют осуществить изъятие земельного участка из частной собственности в государственную или муниципальную собственность.
Дать исчерпывающий перечень подобных причин для передачи прав собственности от одних субъектов правоотношений к другим просто невозможно.
Это связано с тем, что иные основания закрепляются федеральными и региональными законами в каждом конкретном субъекте РФ.
Показательным примером в данном случае выступает процесс изъятия земель для строительства спортивной инфраструктуры в городе Сочи. В качестве нормативно-правового акта, который обусловил эту необходимость, считается Федеральный закон под № 310-ФЗ.
Процедура изъятия земельных участков была достаточно сложной и болезненной для собственников, поэтому получила название «сочинский синдром».
Не менее интересным примером является изъятие земель для прокладки на их территории дорог и автобанов, которые соединяют собой поселения, города, районы и даже страны, а также для разработки полезных ресурсов из недр земли и пр.
Таким образом, изъятие земельных участков предусматривается современным российским законодательством, даже если их используют на праве частной собственности. Но при этом государство стремится обеспечить должную защиту интересов и прав граждан, предоставляя за подобное правомочие равноценную компенсацию и денежный выкуп, которые покрывают собой все убытки субъектов правоотношений.
Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-izyatiya-zemelnyh-uchastkov-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html